Новости Ассоциация Красноярский край Законодательство Туризм и отдых Информация и сервисы Поиск по сайту Недропользователи Наши контакты
  •  
  •  
  •  
  •  
Поиск по сайту
Навигация по рекам

Навигация по Енисею

Енисей (по-эвенкийски Ионесси, буквально – большая вода, а по-ненецки – Енасе, что значит «широкая река»). Образуется слиянием Большого Енисея (Бий-Хем) и Малого Енисея (Ка-Хем) в Туве. Длина 3487 км (от истоков Малого Енисей 4102 км). Впадает в Енисейский залив Карского моря. Под названием Верхний Енисей (Улуг-Хем) прорезает Западный и Восточный Саяны, затем течёт по границе Западно-Сибирской равнины и Среднесибирского плоскогорья.

При пересечении отрогов Енисейского кряжа образует Казачинский и Осиновский пороги. В низовьях разбивается на рукава; ширина русла до 15 - 20 км, глубина не менее 15 м.

Основные притоки: Оя, Туба, Мана, Кан, Ангара, Подкаменная Тунгуска, Нижнем Тунгуска, Курейка (справа); Абакан, Турухан (слева).

Енисей - самая многоводная река Российской Федерации. Средний расход воды у Игарки 18 100 м3/с (в устье 19 800 м3/с). Для большей части Енисея характерны весенние половодья и летние паводки, для верховьев - весенне-летнее половодье.

Купальный сезон (июль - август) не превышает 40 дней. На Енисее - Саяно-Шушенская, Майнская и Красноярская ГЭС с водохранилищами.

Судоходство на водохранилищах и от Красноярска до устья. Для проводки судов из нижнем бьефа в Красноярское водохранилище и обратно сооружён судоподъёмник. До Игарки поднимаются морские суда.

На реке расположены города Кызыл, Саяногорск, Минусинск, Абакан, Дивногорск, Красноярск, Лесосибирск, Енисейск, Игарка, Дудинка; пос. Шушенское.

Характерная резкая ассимитричность: его правобережная часть в 5,6 раза больше левобережной. Бассейн реки представляет собой возвышенность – горы Южной Сибири и большая часть Среднесибирского плоскогорья. Основная часть бассейна покрыта тайгой. Гидрографическая сеть Енисея включает 198 620 рек и 126 364 озера.

Енисей – важнейший водный путь Красноярского края. Регулярное судоходство ведется на протяжении 3 013 километров – от пос. Означенного до устья. Основные грузопотоки идут от Красноярска до Дудинки.

Главные порты и пристани: Абакан, Красноярск, Стрелка, Лесосибирск, Туруханск, Игарка, Усть-Порт.

Началось освоение группы нефтегазовых месторождений в северо-восточной части Западно-Сибирской низменности: Ванкорское месторождение, Лодочное, Сузунское и Тагульское. Основной способ доставки грузов и оборудования - водный транспорт. По Енисею караваны судов доводят до реки Большая Хета. По реке Большая Хета может ходить только низкосидящий флот и только одну неделю июня. Доставляются большие партии грузов - до 35 000 тонн.

Другой путь проходит через базу "Прилуки", принадлежащую ЗАО «Ванкорнефть». "Прилуки" расположена в 12 км. ниже Игарки.

Грузоперевозки водным транспортом осуществляются Енисейским пароходством практически на всем судоходном участке Енисея, кроме территории республики Тыва. Суда пароходства работают от верховьев Енисея на юге до Дудинки и Карского моря на севере (поселок Диксон). Кроме того, Енисейское пароходство осуществляет грузовые перевозки на притоках Енисея: Ангара, Подкаменная Тунгуска, Нижняя Тунгуска, Большой Пит, Кас, Сым, Дубчес, Елогуй, Большая Хета и другие. В зону работы Енисейского пароходства также входит река Пясина, заливы и реки Западной Сибири.

Общая протяженность речных судоходных путей в зоне работы Енисейского речного пароходства составляет около 7000 км. Магистральным направлением перевозок в регионе являются грузоперевозки по Енисею на линии Красноярск - Лесосибирск - Дудинка. С мая по сентябрь осуществляется речная навигация по рекам: Енисей и Ангара. Пригодны для судоходства также Подкаменная и Нижняя Тунгусска, Курейка, Турухан.

Огромной популярностью у туристов пользуется Енисейский круиз «Красноярск – Дудинка – Красноярск», который связывает города и населенные пункты: Ворогово, Алинские пески, Игарка, Дудинка, Ермаково, Бахта.

Любителям спортивно-приключенческого туризма предлагаются сплавы различной категории сложности по рекам Мана, Нижняя и Подкаменная Тунгуска, Амыл, Оя, Кан, Сисим, Ус; виндсерфинг на озерах, плавание на яхтах (Красноярское водохранилище).

На Таймыре расположены три  порта. Дудинский морской порт - необходим для обеспечения круглогодичной навигации, ввоза-вывоза генеральных грузов и готовой продукции лидера мировой металлургии "ГМК "Норильский никель".

Причалы порта затопляются во время весеннего половодья, в связи с этим происходит полная эвакуация техники и грузов на незатопляемую отметку 20 м. Пик паводка приходится в среднем на 7 июня, во время ледохода. Максимальный уровень воды зафиксирован в 1999 году на отметке 21,49 м. Основные морские причалы порта на 8-ми метровой отметке освобождаются от воды к 1 июля, общая длина - 1 740 м. В целях предотвращения разрушений путей сообщения в порту сооружена ледозащитная дамба на косе впадения р. Дудинка в р. Енисей. Глубины причалов от 8 до 12 м позволяют принимать суда грузоподъемностью до 17 тыс. тонн.

Летняя навигация составляет 130 дней, с 15 июня по 20 октября. Зимняя навигация обеспечивается проводкой транспортных судов ледокольным флотом. Пропускная способность причалов порта - 25 тыс. тонн в сутки. Площадь гидротехнических сооружений складов 706,5 га. Грузовой причальный фронт состоит из 23 речных и 9 морских причалов, в том числе причал спецгрузов, расположенный в устьевой части реки Дудинка и 8 причалов высокой воды, затапливаемые от 14 м. Причал для нефтепродуктов расположен ниже морских причалов на 900 м по течению Енисея. Суммарная емкость - 180 тыс. м3.

Второй северный торговый порт – Хатангский расположен на 72° с.ш. 102° в.д., правый берег реки Хатанга. Является основным перевозчиком в Хатангском бассейне рек Хета - Хатанга - Котуй.

Речная навигация начинается с 15-20 июня и заканчивается 1-5 октября. Морская навигация возможна с 1 августа при освобождении залива ото льда. Грузооборот порта 75 тыс. тонн в год.

Завоз нефтеналива в Хатангский район производится судами ОАО "Ленское объединенное речное пароходство", лимитирующий перекат 4,5 м, находится в устье реки Хатанга 230 км севернее п. Хатанга. перегрузка с морских судов на речные производится на м. Костистый. Глубины причалов - 5 метров. Принимает суда с грузоподъемностью от 1,5 до 5 тыс. тонн типа "река-море". Тело причала - затопленные суда, баржи, понтоны, забалластированы ПГС и поставлены на грунт.

Диксонский морской порт расположен на 73° с.ш. 80° в.д. на южном побережье Карского моря. Его назначение: обеспечение жизнедеятельности поселка Диксон, Арктических экспедиций и полярных станций.

Глубины возле причалов 15 метров позволяют производить погрузо-разгрузочные работы на судах грузоподъемностью до 50 тыс.тонн. Тело причала - железобетон. Летняя морская навигация возможна с 10 августа по 20 сентября. Зимняя навигация возможна круглогодично при обеспечении проводки судов ледокольным флотом.

Диксонский морской порт имеет стратегическое значение по своему географическому срединному расположению на трассах Северного морского пути.

Транспортные связи Таймыра с другими регионами России и мира с Севера осуществляются по Северному морскому пути судами Мурманского, Северного и других морских пароходств. Лимитирующий перекат Турушинский (9,2-9,7 м) для движения морских судов находится в 250 км севернее Дудинки. С юга основной транспортной артерией является река Енисей. Грузы перевозятся судами ОАО "Енисейское речное пароходство". Пассажирские перевозки по маршруту Красноярск - Дудинка производятся судами ОАО "ЕРП" на комфортабельных трехпалубных теплоходах типа "Чкалов", "Матросов".

Статьи по теме: история судоходства на Енисее

 

 

© 2008 - 2016 РА КМНС КК
Региональная Ассоциация

коренных малочисленных народов Севера Красноярского края

Обратная связь

narodsevera-krsk@mail.ru