Новости Ассоциация Красноярский край Законодательство Туризм и отдых Информация и сервисы Поиск по сайту Недропользователи Наши контакты
  •  
  •  
  •  
  •  
Поиск по сайту
Статьи и комментарии

Ненцы говорят…Фольклор в нравственном воспитании детей

Богат и неповторим своим содержанием ненецкий фольклор, и велика его роль в сохранении культуры народа и нравственном воспитании детей. В первозданном виде он еще сохранился на широких просторах большеземельской тундры, Ямала и Таймыра.

Фольклор, по своей сути, – это неоценимый кладезь мудрости, раскрывающий целую эпоху истории народа. Истинным хранителем ненецких эпических песен, легенд, мифов на протяжении веков являются представители старшего поколения, которые относятся к фольклору как к драгоцен-ному сокровищу, почитают его как святыню, считая ее частью своей души.

Сказители – это мудрецы и поэты, потому что воспоминания, предания и сказки, заклинания и песни, обычаи, философский взгляд на жизнь запечатлены в их памяти и передают они их из поколения в поколение на протяжении столетий.

К счастью, и в настоящее время среди ненецкого народа живет еще немало таких мудрецов и знатоков фольклора. Но в силу независящих от нас обстоятельств, их с каждым годом становится все меньше и меньше. И это должно настораживать, ибо то, что не записано, со временем может кануть в Лету, бесследно потеряться, забыться и исчезнуть с лица земли. И на мой взгляд, учителя, работники культуры, средств массовой информации, владеющие своим родным языком, должны сделать все, чтобы молодое поколение не потеряло интереса к кладезю народной мудрости, которая является основой культуры любого народа. Каждый грамотный человек должен сделать все во имя спасения несравненного творчества своего народа.

Ненецкий фольклор один из видов искусства, в котором сохранились следы очень многих обрядов и обычаев, преданий о происхождении родов, и поэтому сбором фольклора занимались и занимаются многие видные российские и зарубежные ученые.

Например, известный русский писатель Борис Житков, путешествуя долгое время по полуострову Ямал, записал множество ненецких легенд – хынабц и ярабц, которые позже перевел на русский язык и использовал их в своей работе.

Финский ученый, Матиаас Кастрен, тоже внес неоценимую лепту в сбор и запись ненецкого фольклора. Он публиковал их в разных изданиях на финском, русском и ненецком языках.

Большой вклад в изучение устного народного творчества ненцев внес Антон Петрович Пырерка, ненец, ученый – языковед. Он стал первым составителем трех сборников фольклора - «Твои сказки», «Ненецкие сказки», «Сын старушки». Своеобразностью ненецкого фольклора является его взаимосвязь с религиозным представлением народа.

Особенно в мифических сказаниях большое внимание уделяется миру, человеку и богу – Нум, верховному божеству, который, по ненецкому поверью, является создателем земли, человека, собаки и оленя. Нум вездесущ, судит людей по справедливости, строго наказывает их за нарушение обычаев.

Противоположностью Нума является его брат - Нга - бог смерти, который живет под семью слоями вечной мерзлоты, отнимает у людей жизнь, напускает на них разные болезни, крадет их души.

Рядом с Нумом также постоянным действующим персонажем ненецких мифов является Я - Мини - хранительница жизни на земле, защитница человеческого рода.

Кроме этих богов, в ненецких легендах, сказаниях и преданиях присутствуют различные духи, которые живут в воде, на земле, в воздухе, под землей.

Вера в силу различных духов красной нитью проходит почти в каждой ненецкой сказке.

Большим почитанием пользуется дух Огня, который играет роль предсказателя будущего, отпугивает злых духов от человека, является помощником шамана. Ненцы к огню и в настоящей жизни относятся почтительно, через огонь нельзя перешагивать, прыгать, плеваться в него, ругаться и сквернословить рядом с горящим костром.

Точно так же народ почитает и дух воды - Ид Ерв, ему в жертву приносят оленя для того, чтобы было побольше рыбы в водоемах, поменьше штормов и ураганов, которые несут с собой различные беды.

В любом фольклоре часто встречаются и сверхъестественные существа – Илебям пэртя, Яв Мал, Мяд Сидрянгк.

С приходом русских и началом тесного контакта с ними в устное народное творчество ненцев вошел бог – Николай Чудотворец – Миколе Мутрана. В древних мифах он предстает как помощник Нума. Ему припи-сывается оказание помощи ненцам в дни несчастий, помогает он и в оленеводстве, охоте, но особенно его помощь ощутима тогда, когда человек по ряду причин попадает под следствие, находится под судом.

Даже в реальной жизни в подобных случаях ненцы активно начинают прибегать к помощи русской иконы – Миколе луца Хэхэ - Николая Чудотворца.

Во многих ненецких сказках сверхъестественное божество Нум заботится о продолжении человеческого рода, он является творцом земли, человека и животных. И поэтому такие сказки способствуют расширению кругозора детей, воспитанию у них чувства товарищества, взаимовыручки, желания придерживаться установленных с древности народных заповедей, обрядов и традиций.

Большую роль в воспитании ненецких детей с древних времен играют сказки о животных, потому что они дают ответы на многие интересующие насущные вопросы, которыми постоянно сталкиваются в своей повседневной жизни. Например, почему и отчего у красивой, царственной птицы лебедя черные лапы и клюв, а гагара не может ходить по земле, у песца и горностая концы хвостов черные?

Поучительна по-своему ненецкая сказка «Почему кукушка не вьет своего гнезда?», главная мысль которой заключается в том, что любой ребенок с малых лет должен усвоить для себя заповедь - жизнь на земле идет от матери, на ней же держатся домашний уют и тепло. Забота о матери, желание прийти ей на помощь в любую минуту, каждый человек должен считать своим первым долгом. И в этой же сказке дети получают ответ на вопрос, как в тундре появился красивый мягкий и красный мох – сфагнум, который применяется для подстилки детской люльки?

Оказывается, красный мох, сфагнум, – это кровь от ног тех ребятишек, которые бежали все лето вслед за мамой, превратившейся в кукушку, рассердившись на своих детей. И птица – кукушка - с тех пор не вьет своего гнезда, откладывает яйца в чужие гнезда.

Непревзойденным знатоком ненецкого фольклора была моя бабушка, Орне Валиевна Евай, мать моего отца. Ее образ, тихий голос и умение передавать мимикой, жестами характерные черты героев рассказываемого произведения на всю жизнь остались в моей памяти. Вот одна небольшая детская сказка, услышанная от бабушки в детстве:

Как собака предала человека

Когда-то, давным давно это было, старик Нум одновременно ненца и собаку на земле сотворил. И тут же сказал вслух:

- Эти мною сотворенные существа не замерзнут ли на земле? Малицы у человека нет, и собака голая совсем, стыдно им, наверное, будет смотреть друг на друга?

И решил Нум одежду достать первым живым существам на земле. Говорит он собаке такие слова:

- Я сейчас одежду вам искать пойду, а ты хорошо охраняй человека, с этих пор он будет твоим хозяином, потому что он крупнее тебя и на двух ногах стоит, кормить тебя будет и любить. Береги его, никого не подпускай близко к нему.

И ушел Нум, оставив человека на собаку, чтоб та заботилась о нем и охраняла его. Через какое–то время в этих местах появился старик Нга – хозяин подземного мира. Увидев голую собаку и раздетого человека, решил поближе подойти к ним. А в голове у него мысль появилась – напустить на человека страшную болезнь, чтобы самому быть на земле хозяином. От таких мыслей на сердце у бога смерти и подземного мира сразу радостно стало.

Но собака, почуяв чье–то приближение, стала громко лаять, не пускает близко к человеку старика Нга. Старается его укусить, отогнать подальше от хозяина. Тогда старик Нга говорит собаке ласковым голосом:

- Не кусай меня, не лай громко. Я дам тебе самую теплую одежду, сейчас ведь на тебя отвратительно смотреть, ты такой страшный, голый. Твои постыдные места ведь замерзнут скоро.

Услышав такие слова, собака сразу же перестала лаять, хорошо на душе у нее стало от слов хозяина подземного мира, бога смерти. Тут же теплую малицу Нга на нее накинул, и почувствовала в ней себя собака тепло и уютно. Обрадовалась она и говорит богу смерти такие слова:

- Как хорошо ходить в такой теплой одежде. Ты мне очень помог. Теперь я буду слушаться только тебя, какую работу дашь - все сделаю для тебя.

И тут от тепла собаку разморило, и она крепко уснула. А старик Нга в это время напустил на человека страшную болезнь, чтобы потом съесть его после смерти.

А Нум тем временем спешил к человеку и собаке с теплой одеждой, для каждого из них. Подошел к тому месту, где их оставил, и видит такую картину. Ненец совсем головы не поднимает, от болезни ослаб, одни кости у него остались. Болячки у него на всем теле, кожа висит, невозможно на него смотреть, почти уже умирать стал.

Тут собака очнулась, старик Нум даже не узнал ее, такая лохматая она стала. И Нум все понял, что здесь произошло. Стал крепко ругать собаку за такое предательство.

Я оставил тебя охранять человека, почему он стал таким? Как ты подпустила близко к нему старика Нга? Я ведь тебе говорил, что это твой хозяин и ты должна охранять его. Почему не выполнила мои указания? Совсем, оказывается, от тебя толку мало, плохой ты оказалась.

И с этого дня пусть человек тебя бьет, если ты не будешь его слушаться, пусть ругает и делает все, что захочет с тобой. Отныне ты большую часть своей жизни на улице проведешь, а человек будет использовать тебя на самых тяжелых работах, а нужно будет, тебя вместо себя в подземный мир в жертву Нга отправит.

И с тех пор собака старается во всем слушаться человека, а большую часть своей жизни она проводит на улице, остерегая стадо оленей от волков.

Вот и сказке конец.

Мораль этой небольшой детской сказки в том, что однажды предавший тебя товарищ и дальше будет предавать, поэтому вовремя нужно избавляться от них.

По ненецким поверьям, с тех древних времен человек считает собаку верным служителем бога смерти - Нга, и поэтому, иногда, при сильной болезни, он может принести ее в жертву вместо себя. А бог Нга, говорят старики, сам боится собаку и без проблем принимает ее в свой подземный мир взамен человеческой жизни.

Раиса ЯПТУНЭ, газета "Таймыр" 

назад

 

© 2008 - 2016 РА КМНС КК
Региональная Ассоциация

коренных малочисленных народов Севера Красноярского края

Обратная связь

narodsevera-krsk@mail.ru