Новости Ассоциация Красноярский край Законодательство Туризм и отдых Информация и сервисы Поиск по сайту Недропользователи Наши контакты
  •  
  •  
  •  
  •  
Поиск по сайту
Статьи и комментарии

Рекомендации круглого стола по вопросам образования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации

 

г. Красноярск                                                                                        11 августа 2017 года

 

Мы, представители региональных ассоциаций коренных малочисленных народов  Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, действующих на территории Сибирского Федерального округа, – участники круглого стола по вопросам образования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, ознакомившись с проектом федерального закона о внесении изменений в него, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации, подготовленного Федеральным агентством по делам национальностей (далее – законопроект Агентства) и одноимённым законопроектом, подготовленным Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее – законопроект Ассоциации), и обсудив их, рассмотрев правоприменительную практику реализации положений действующего Федерального закона «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 04.04.2001г. №49-ФЗ в Красноярском крае и в других субъектах Российской Федерации, отмечаем следующее.

По мнению участников круглого стола, законопроект Агентства направлен на ухудшение правового положения коренных малочисленных народов и противоречит природе конституционных прав коренных малочисленных народов на традиционное природопользование и защиту исконной среды обитания, поскольку определяет территории традиционного природопользования как «территории, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни малочисленными народами», при этом снимая с них статус «особо охраняемой территории», тем самым снижая уровень защиты прав коренных малочисленных народов на традиционное природопользование.

Заложенный в законопроекте Агентства понятийный аппарат в части определения традиционной хозяйственной деятельности предлагает коренным малочисленным народам осуществлять добычу и использование объектов животного и растительного мира и других природных ресурсов только традиционными способами, что в правоприменительной практике может неоднозначно толковаться, а также только в целях удовлетворения личных потребностей.      

Законопроектом Агентства не закрепляется право коренных малочисленных народов осуществлять на территориях традиционного природопользования деятельность по добыче и использованию объектов животного и растительного мира и других природных ресурсов, не только в целях удовлетворения личных потребностей малочисленных народов, но и в целях реализации для извлечения прибыли.

Законопроектом Агентства снижается уровень правовых гарантий коренных малочисленных народов при осуществлении на территориях традиционного природопользования деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе недропользователями. Указанным законопроектом не предусмотрена обязанность хозяйствующих субъектов заключать соглашения об осуществлении деятельности на территории традиционного природопользования, не предусмотрена возможность осуществления такими субъектами деятельности только при наличии такого соглашения и не распространена эта обязанность на те субъекты, которые осуществляли экономическую и (или) иную хозяйственную деятельность до принятия решения об образовании территории традиционного природопользования.

Законопроектом Агентства, также, не предусмотрена обязанность хозяйствующих субъектов возмещать убытки, причиненные в результате нанесения ущерба исконной среде обитания малочисленных народов хозяйственной деятельностью этих субъектов на территории традиционного природопользования, что должно быть предусмотрено в соглашениях об осуществлении деятельности на территории традиционного природопользования.

Предложенное законопроектом Агентства использование территорий традиционного природопользования коренными малочисленными народами на основании заключения соглашения противоречит природе традиционного природопользования. Сложившаяся практика создания и функционирования территорий традиционного природопользования позволяет сделать заключение, что следует на федеральном уровне разработать типовые положения о создании и использовании территорий традиционного природопользования местного, регионального и федерального значений, где должны быть учтены права и гарантии малочисленных народов, в том числе на возмещение убытков, причиненных в результате нанесения ущерба исконной среде обитания.

Исходя из предложенных законопроектом Агентства норм не ясны вопросы сохранения правового статуса образованных ранее и функционирующих территорий традиционного природопользования, в том числе местного значения.

Помимо вышеуказанного, законопроектом Агентства не предусмотрена возможность образования территорий традиционного природопользования на особо охраняемых природных территориях федерального, регионального и местного значения.

Таким образом, по нашему мнению, законопроект Агентства не обеспечивает достаточного уровня защиты прав коренных малочисленных народов на традиционное природопользование, а изложенные условия использования территориями традиционного природопользования направлены в первую очередь на защиту интересов хозяйствующих субъектов.

С учётом изложенного выше считаем необходимым довести до сведения общественности и заинтересованных лиц свою следующую позицию:

1.  Законопроект Агентства, по своей сути, противоречит основам нормативно-правового регулирования, направленного на реализацию прав и законных интересов коренных малочисленных народов на территории Российской Федерации, а также не соответствует положениям международных актов в отношении коренных народов, т.к. сводит к минимуму участие коренных малочисленных народов и их общин в вопросах создания и управления территориями традиционного природопользования, направлен на защиту интересов хозяйствующих субъектов, деятельность которых не связана с традиционным природопользованием;

2.  Законопроект Ассоциации, на наш взгляд, в большей степени обеспечивает защиту исконной среды обитания, приоритетный доступ к традиционно используемым территориям и ресурсам, как основе жизни и деятельности для нынешних и будущих поколений наших народов;

3. Рекомендуем Правительству Российской Федерации, в соответствие с поручением Президента Российской Федерации В.В.Путина от 08 июля 2015 года № К503,  разработать названный выше законопроект совместно с Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, взяв за основу подготовленную ею редакцию;

4. Рекомендуем Правительству Российской Федерации в целях сохранения и обеспечения условий для образования территорий традиционного природопользования в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, ранее утверждённых Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 года № 631-р, дополнить законопроект определением термина «места традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации», в границах которых могут образовываться территории традиционного природопользования, а также нормой устанавливающей для этих мест, ещё до создания в их границах территорий традиционного природопользования, аналогичный (дифференцированный), как и для территорий традиционного природопользования, правовой режим их использования;

5. Предлагаем всем общественным объединениям коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и другим заинтересованным лицам присоединиться к нашей позиции и поддержать настоящие рекомендации.

назад

 

© 2008 - 2016 РА КМНС КК
Региональная Ассоциация

коренных малочисленных народов Севера Красноярского края

Обратная связь

narodsevera-krsk@mail.ru