Новости Ассоциация Красноярский край Законодательство Туризм и отдых Информация и сервисы Поиск по сайту Недропользователи Наши контакты
  •  
  •  
  •  
  •  
Поиск по сайту
Статьи и комментарии

В Финляндии отложили ратификацию Конвенции МОТ 169 о коренных народах

До формирования нового правительства Финляндия не будет ратифицировать Конвенцию о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах [Конвенция 169] Международной организации труда, гарантирующую права коренных народов.

Предложение о ратификации было отклонено в прошлую пятницу, информирует портал BarentsObserver.

Решение не давать хода предложению о ратификации было принято спикерским советом парламента. Это значит, что Конвенция МОТ № 169, обязывающая международная директива, дарующая коренным и племенным народам равные права с другими гражданами, будет теперь обсуждаться только при следующем правительстве.

Министр юстиции Анна-Майя Хенриксон заявила о крайнем разочаровании этим решением.

«Меня это совершенно не устраивает, но возможно, лучше оставить решение до следующего правительства, – сказала она. – Сейчас поспешное голосование может оставить Финляндию вообще без конвенции МОТ».

Молодёжная организация финских саамов провела перед зданием парламента акцию протеста, настаивая на принятии Конвенции № 169. В акции под названием «Чёрный марш» (Čáhppes ráidu) приняло участие около ста человек.

Конвенцию, принятую в 1989 году, на сегодня ратифицировали 22 государства.

 

Справка Фонда "Батани"

Конвенция МОТ 169 в РФ:

Конвенция МОТ № 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах» была принята в Женеве 27 июня 1989 года на 76 сессии Генеральной конференции Международной организации труда (МОТ). Конвенция вступила в силу 5 сентября 1991 года. В настоящее время в ней участвуют 22 государства. Российская Федерация не ратифицировала Конвенцию. Тем не менее, большая часть положений Конвенции находит отражение в российском законодательстве. Данное обстоятельство объясняется тем, что права соответствующих народов, закрепленные Конвенцией, относятся к правам человека, предусмотренным международными договорами, которые обязательны для Российской Федерации (Международные пакты о правах человека, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и т.д.). Однако некоторые конвенционные нормы не имеют адекватного нормативного эквивалента в законодательстве Российской Федерации. Так, Конвенция предусматривает необходимость признания за коренными народами и народами, ведущими племенной образ жизни, право собственности на занимаемые ими земли, тогда как по российскому законодательству за коренными малочисленными народами признается право безвозмездного пользования землями их традиционного природопользования. Кроме того, Конвенция и Федеральный закон от 30.04.99 № 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ" (далее по тексту - ФЗ № 82) по-разному определяют "объем" термина "коренной народ", т.е. правовое содержание указанного термина не совпадает. Согласно пункту 1 статьи 1 Конвенции ее положения применяются к народам, ведущим традиционный племенной образ жизни, а также к народам, населявшим страну в период завоевания, колонизации или установления существующих государственных границ (собственно коренные народы). Конвенция также устанавливает, что указание самих народов на их принадлежность к числу коренных или ведущих племенной образ жизни рассматривается как основополагающий критерий для определения групп, на которые распространяются положения Конвенции (пункт 2 статьи 1). Таким образом, Конвенция различает народы, ведущие племенной образ жизни, и народы, являющиеся коренными в силу наличия указанных в ней определенных исторических обстоятельств (завоевание, колонизация, установление государственных границ). ФЗ №82 относит к коренным народам только народы, традиционно проживающие на территории расселения своих предков и имеющие численность не более 50 тысяч человек. Коренные малочисленные народы по российскому законодательству, по сути, являются народами, которые в Конвенции определяются как народы, ведущие племенной образ жизни, так как их объединяют схожие признаки: традиционное хозяйствование, природопользование, использование обычаев. Их отличает только то, что в Конвенции отсутствует критерий малочисленности, предусмотренный ФЗ №82. Те народы, которые признаются коренными в соответствии с Конвенцией (потомки лиц, населявших страну в период ее завоевания, колонизации или установления государственных границ), согласно законодательству Российской Федерации коренными не являются.

Многие эксперты считают, что основным "камнем преткновения" ратификации Конвенции в Российской Федерации является вопрос собственности на землю. Статья 14 Конвенции требует признания права собственности и владения за коренными и ведущими племенной образ жизни народами в отношении занимаемых ими земель (пункт 1). У таких земель должны быть определены границы (пункт 2). В национальном праве должны быть установлены процедуры разрешения споров по поводу земель, занимаемых соответствующими народами (пункт 3). В отличие от Конвенции законодательство РФ не содержит положений относительно признания за коренными малочисленными народами права собственности на занимаемые ими земли. Пункт 1 статьи 8 ФЗ №82 закрепляет за ними право безвозмездно владеть и пользоваться землями различных категорий в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ. Аналогичное положение содержится также во втором абзаце статьи 11 ФЗ от 07.05.2001 № 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ". В законодательстве РФ отсутствуют специальные нормы о процедурах разрешения споров, касающихся земель коренных малочисленных народов.

 

© Фонд "Батани"

назад

 

© 2008 - 2016 РА КМНС КК
Региональная Ассоциация

коренных малочисленных народов Севера Красноярского края

Обратная связь

narodsevera-krsk@mail.ru