Новости Ассоциация Красноярский край Законодательство Туризм и отдых Информация и сервисы Поиск по сайту Недропользователи Наши контакты
  •  
  •  
  •  
  •  
Поиск по сайту
Статьи и комментарии

О ситуации с оформлением прав Общины КМНС «Олдомон» на территории своего исконного проживания и хозяйственной деятельности в Туруханском районе Красноярского края

Семейная (родовая) община коренных малочисленных народов Севера (эвенков) «Олдомон» (Рыбное) п. Советская Речка (далее – СРОКМНС «Олдомон» (Рыбное) на территории Туруханского района Красноярского края осуществляет рыболовство, охоту, сбор дикоросов, сохраняют единственное на территории района поголовье северных домашних оленей - в настоящее время около 800 голов.

28 августа 2013 территория традиционной хозяйственной деятельности поставлена на государственный кадастровый учет как многоконтурный земельный участок общей площадью около 850 тыс. га.

Однако, из-за решения Туруханского районного Совета депутатов от 05.03.2014 №27-416 «Об установлении на территории муниципального образования Туруханский район арендной платы за земельные участки», СРОКМНС «Олдомон» (Рыбное) не смогла подписать договор аренды земельного участка с Администрацией Туруханского района Красноярского края.

Туруханский районный Совет депутатов вышеуказанным решением установил такие размеры коэффициентов, что ежегодный размер арендной платы для семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Севера (эвенков) «Олдомон» (Рыбное) составил 139,9 млн. руб. за 850 тыс. га, расположенный в зоне лесотундры и тундры.

СРОКМНС «Олдомон» (Рыбное) неоднократно информировала муниципальные и региональные органы власти, что вышеуказанное решение Туруханского районного Совета депутатов не соответствуют реальной ситуации, не учитывающими специфику категории арендатора, специфику целей и режима использования земельного участка, не соответствующими действующему законодательству (в частности, Постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 №582, Постановлению Правительства Красноярского края от 18.03.2010 № 121-п).

Несмотря на это, Администрация Туруханского района «включила задний ход» и издала в один день сразу три постановления об отмене ранее принятых ею же решений, направленных на реализацию прав СРОКМНС «Олдомон» (Рыбное).

Обращаю внимание, что Решением Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов от 15.03.2013 №15-0287 «Об утверждении коэффициентов для расчета арендной платы за использование земельных участков» утверждены коэффициенты для земельных участков, предоставленных для сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, при применении которых арендная плата за аналогичный земельный участок составляла бы ежегодно 78,2 тыс. руб.

Особо выделяю и подчеркиваю, что действующим законодательством не предусмотрено других способов закрепления территорий традиционной хозяйственной деятельности за общинами коренных малочисленных народов Севера, т.е. оформления прав на исконную среду обитания, сохранение традиционного образа жизни, осуществление традиционных видов хозяйствования и промыслов, «культовые священные места», места захоронений своих предков.

Вместе с тем СРОКМНС «Олдомон» (Рыбное), при получении статуса арендатора, принимает на себя обязательства в соответствии с требованиями природоохранного и земельного законодательства.

Однако, несмотря на это, органы местного самоуправления Туруханского района, фактически превышая свои полномочия, создают условия препятствующие реализации прав граждан – представителей коренных малочисленных народов Севера, гарантированных ст. 69 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов

 Российской Федерации».

Неоднократные обращения СРОКМНС «Олдомон» (Рыбное) в адрес Губернатора Красноярского края (Кузнецова Л.В.) за помощью в ситуации явного ущемления ее прав понимания не встретили и каких-либо действенных мер принято не было.

СРОКМНС «Олдомон» (Рыбное) была вынуждена при поддержке НО СТХП «Союз общин КМНС Эвенкии» инициировать три судебных процесса для защиты своих интересов от неправомерных решений органов власти: по утверждению необоснованных коэффициентов, по отмене ранее принятых решений. Результаты этих судебных разбирательств следующие:

1. Апелляционным определением Красноярского краевого суда от 15.12.2014 по делу №33-11711/2014 А-65 постановлено:

- решение суда Туруханского района Красноярского края от 09.10.2014 в части отказа  Семейной (родовой) общине коренных малочисленных народов Севера (эвенков) п. Советская Речка «Олдомон» (Рыбное) в признании незаконными постановлений администрации Туруханского района от 11.06.2014 года №756-п “Об отмене постановления администрации Туруханского района №1727-п от 29.11.2013 года «О переводе земельного участка с кадастровым номером 24:37:6201001:3274 категории земель «земли запаса» в категорию земель «земли сельскохозяйственного назначения» для ведения сельскохозяйственного производства” и от 11.06.2014 года №758-п «О снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 24:37:6201001:3274» отменить;

- признать незаконными постановления администрации Туруханского района от 11.06.2014 года №756-п «Об отмене постановления администрации Туруханского района №1727-п от 29.11.2013 года «О переводе земельного участка с кадастровым номером 24:37:6201001:3274 категории земель «земли запаса» в категорию земель «земли сельскохозяйственного назначения» для ведения сельскохозяйственного производства» и от 11.06.2014 года №758-п «О снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 24:37:6201001:3274».

2. Апелляционным определением Красноярского краевого суда от 17.12.2014 по делу №33-11165/2014 А-65 постановлено:

- решение суда Туруханского района Красноярского края от 25.09.2014 отменить;

- признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Решение Туруханского районного Совета депутатов от 05.03.2014 №27-416 «Об установлении на территории муниципального образования Туруханский район арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, или находящиеся в собственности муниципального образования Туруханский район и порядка определения ее размера» в части установления в Приложении №2 коэффициента К1 земли сельскохозяйственного назначения, межселенная территория, и в Приложении №3 коэффициента К2.

3. Решением Федерального суда Центрального района г. Красноярска от 18.12.2014 по делу №2-6232/2014 постановлено:

- признать решение филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю от 03.07.2014 о снятии земельного участка с кадастровым номером 24:37:6201001:3274 с кадастрового учета - незаконным;

- обязать филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю восстановить в государственном кадастре недвижимости кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 24:37:6201001:3274 с кадастрового учета.

Таким образом, в судебном порядке установлена незаконность и необоснованность решений Администрации Туруханского района и Туруханского районного Совета депутатов, что юридически подтверждает ситуацию, в которой вышеуказанные органы местного самоуправления создают условия для «кабальных условий», переходящих в крепостное право, фактически препятствующие реализации прав граждан – представителей коренных малочисленных народов Севера, гарантированных Конституцией РФ, а органы государственной власти Красноярского края молчаливо потворствуют этому процессу.

В настоящее время, с учетом принятых судебных решений, СРОКМНС «Олдомон» (Рыбное) подтверждает свое намерение оформить на праве аренды территории своего исконного проживания и ведения традиционной хозяйственной деятельности, в связи с чем будет повторно обращаться в администрацию Туруханского района. При этом от Туруханского районного Совета депутатов вновь потребуется утверждение коэффициентов К1 и К2, необходимых для расчета размеров арендной платы. С учетом предыдущего негативного опыта утверждения Советом указанных коэффициентов, СРОКМНС «Олдомон» (Рыбное) вновь предлагает законно и разумно подойти к решению этого вопроса, воспользовавшись, например, опытом Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, о чем ею в Туруханский районный Совет депутатов направлено соответствующее обращение, а также проинформированы органы государственной власти Красноярского края, в том числе Губернатор Красноярского края В.А. Толоконский.

Оформление СРОКМНС «Олдомон» (Рыбное) прав на территории своего исконного проживания прямо реализует положение статьи 9 и 69 Конституции РФ:

Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Юридическое закрепление прав СРОКМНС «Олдомон» (Рыбное) гарантирует коренному населению сохранение традиционного образа жизни, а также обеспечивает беспрепятственное осуществление на этих территориях традиционного образа жизни, ведение традиционных видов хозяйствования и промыслов, сохранение самобытной культуры и языка, которое, как известно, является не только важнейшим этносохраняющим, но и природосберегающим фактором: разумное и бережное использование природных ресурсов местным населением на своих исконных землях способствует их сохранению для будущих поколений в отдаленной перспективе.

 

Председатель совета

СРОКМНС «Олдомон» (Рыбное)                                  Г.Ю. Давиндук

назад

 

© 2008 - 2016 РА КМНС КК
Региональная Ассоциация

коренных малочисленных народов Севера Красноярского края

Обратная связь

narodsevera-krsk@mail.ru