Новости Ассоциация Красноярский край Законодательство Туризм и отдых Информация и сервисы Поиск по сайту Недропользователи Наши контакты
  •  
  •  
  •  
  •  
Поиск по сайту
Перспективы развития

Нефтяные желания и возможности

14.04.2009

«Уровень нефтедобычи в России в ближайшее время должен снизиться, однако для развития стратегически важных арктических месторождений нам не хватает комплексного государственного подхода, который бы соотносил ресурсную базу, технологии, условия освоения, возможности страны», – считает академик РАЕН, член научного совета РАН по проблемам геологии и разработки месторождений нефти и газа Михаил Григорьев.

– Михаил Николаевич, какие наиболее актуальные проблемы транспортировки российской нефти Вы могли бы назвать?

– Первое, что надо выделить, это неопределенность распределения поставок нефти в традиционном западном и новом восточном направлениях. Строительство нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) предполагает мощность первой очереди в 30 млн тонн, второй – 80 млн. В конце этого года эстакада в Сковородино должна отгружать 30 млн тонн нефти в год, 15 млн из которых, в соответствии с долгосрочным соглашением «Роснефти», будут поставляться в Китай. Это является условием выдачи кредита.

Что такое 30 млн тонн? Месторождения Восточной Сибири обеспечить загрузку первой очереди в ближайшем будущем не в состоянии, и по трубе пойдет нефть Западной Сибири. На фоне ожидаемого падения добычи в ХМАО очевидно, что объем нефти, поставляемой в западном направлении, будет уменьшаться, а в случае строительства второй очереди ВСТО снижение будет весьма значительным.

Второе обстоятельство связано с тем, что развитие нефтедобычи будет происходить в так называемых экспортно ориентированных центрах нефтедобычи, так как добываемая в них нефть не может быть поставлена на переработку на НПЗ России – это север Тимано-Печорской провинции, шельф Печорского моря и север Западной Сибири (оттуда вывоз добываемой нефти целесообразен только морским путем.

Поэтому, рассматривая перспективу развития нефтетранспортной системы России в обозримом будущем, мы должны отдавать себе отчет в том, что в процессе развития новых транспортных схем произойдет снижение объемов поставок на традиционный европейский рынок, в первую очередь – по системе магистральных нефтепроводов. Негативное влияние окажет рост переработки нефти внутри страны и реальное снижение общего уровня добычи. Напомню, что на совещаниях в Киришах министр энергетики обмолвился, что через пять лет нефтедобыча может снизиться до 450 млн тонн, т. е. почти на 40 млн тонн.

– Назовите, пожалуйста, наиболее перспективные, на Ваш взгляд, нефтяные месторождения.

– Реально перспективными проектами я бы назвал Ванкорское месторождение «Роснефти» в Восточной Сибири и Южно-Хыльчуюское «ЛУКОЙЛа» в Тимано-Печоре. Ванкорское месторождение уникально по величине запасов – около полумиллиарда тонн. Эти запасы – результат грамотного планирования и проведения геологоразведочных работ. Месторождение формально расположено в Восточной Сибири, в Красноярском крае, но в геологическом плане относится к Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции, да и поставка с него нефти будет осуществляться через систему ОАО «Сибнефтепровод». Планируемая мощность нефтепровода Ванкор – Пур-Пе, по данным «Роснефти», 20 млн тонн, при необходимости объем прокачки может быть увеличен до 30 млн.

Поскольку нефть с Ванкора может поставляться, таким образом, как на восток, так и запад, в июле прошлого года «Роснефть» заключила соглашение с ТНК-ВР, в соответствии с которым после завершения строительства ВСТО 13 млн тонн в год ванкорской нефти будут обмениваться на такое же количество добываемой на Самотлоре: самотлорская нефть пойдет в ВСТО, а ванкорская – на запад. Такая схема позволяет обеим компаниям снизить транспортные затраты при сохранении поставок сырья в стратегически важных для них направлениях.

Южно-Хыльчуюское месторождение введено в эксплуатацию летом прошлого года «Нарьянмарнефтегазом», СП «ЛУКОЙЛа» и «КонокоФилипс», и уже в этом году должно выйти на уровень добычи 7,5 млн тонн. С учетом остальных месторождений Варандейского технологического центра нефтедобычи, в которое оно входит, с Варандейского терминала будет отгружаться в ближайшем будущем до 10 млн тонн нефти в год.

Если для подключения Ванкора к системе магистральных нефтепроводов понадобилось строительство 550 км нефтепровода, то на Варандее была создана интегрированная транспортная схема, включающая нефтепровод с месторождения к терминалу, создан стационарный морской ледостойкий отгрузочный причал, введены в эксплуатацию три челночных танкера ледового класса дедвейтом 70 тыс. тонн, построен многофункциональный ледокол для обслуживания терминала и т. д.

Заявленная проектная мощность терминала составляет 12 млн тонн нефти в год, но, по имеющимся данным, он имеет значительный запас мощности, которая может быть использована при вводе в освоение в настоящее время нелицензированных месторождений, расположенных в непосредственной близости от терминала, – Требса, Титова и т. п.

– Как Вы оцениваете значение отечественного арктического нефтяного комплекса, особенно в контексте негативных процессов в мировой экономике?

– Давайте разделим освоение Арктики и кризис. Освоение месторождений арктического шельфа России (в первую очередь мы говорим о западной Арктике – Баренцевом, Печорском и Карском морях) имеет два преимущества. Первое – ввод в хозяйственный оборот новых ресурсов, что насущно в условиях физического падения добычи в традиционных нефтегазодобывающих регионах. Второе, не менее значительное – гибкая логистическая схема, обеспечивающая поставки сырья как на традиционный европейский, так и американский рынки. Востребованность освоения несомненна. Что же реально происходит?

Я начал заниматься нефтяной геологией Арктики в 80-х гг. прошлого века и могу поделиться личными наблюдениями. Успехи подготовки перспективных структур на арктическом шельфе (зачинателем чего была мурманская комплексная морская арктическая геологическая экспедиция Министерства геологии,к в середине 70-х – начале 80-х гг.) позволили за короткий промежуток времени открыть ряд месторождений. Первым было Мурманское в 1983 году. Последнее – Долгинское – в 1999. И все. Десять лет, несмотря на бурное обсуждение потребности в арктических кладовых, ничего не происходит. Для буровых судов работы нет, их отдают для работ по контракту за границу. Поднимается волна возмущения о разбазаривании государственной собственности, суда возвращают. Но работы для них не находят. В результате флот ржавеет в убыток владельцу.

Беседовала Татьяна Овчарова

Информационный портал РЖД-партнёр

 

© 2008 - 2016 РА КМНС КК
Региональная Ассоциация

коренных малочисленных народов Севера Красноярского края

Обратная связь

narodsevera-krsk@mail.ru